Авторы |
Марк Львович Белокопытов, кандидат технических наук, начальник научно-исследовательской лаборатории, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского (Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Ждановская, 13), E-mail: hommer1990@mail.ru
Константин Владимирович Ушанев, кандидат технических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского (Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Ждановская, 13), E-mail: stan_007@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Объектом исследования являются существующие и перспективные космические аппараты. Предметом исследования являются контроль технического состояния и диагностирование бортовой аппаратуры космических аппаратов. Целью работы является разработка модели интеллектуализированной системы контроля и диагностирования, применение которой позволит повысить достоверность определения технического состояния бортовой аппаратуры космических аппаратов на этапе их испытаний и применения. Материалы и методы. При разработке модели интеллектуализированной системы контроля и диагностирования бортовой аппаратуры космических аппаратов основное внимание уделено методу, основанному на машинном обучении, который позволяет строить прогнозные модели с использованием как ретроспективных, так и текущих данных, поступающих в реальном времени с измерительной аппаратуры и получать неочевидные на первый взгляд закономерности. Результаты. Предложен подход к повышению достоверности определения технического состояния за счет применения интеллектуализированной системы контроля и диагностирования бортовой аппаратуры космических аппаратов. Интеллектуализированность данной системы определяется наличием математической, алгоритмической, программной и инструментальной составляющих интеллектуальной поддержки лиц, принимающих решения при управлении космическими аппаратами. Выводы. Разработанная модель интеллектуализированной системы контроля и диагностирования бортовой аппаратуры космических аппаратов позволяет расширить возможности космического аппарата за счет реализации функций корректировки алгоритмов работы бортового и специального программного обеспечения на основании результатов машинного обучения и нейросетевой обработки телеизмерений, способствующих более достоверному определению технического состояния бортовой аппаратуры. Предложенную модель предлагается использовать на этапах испытания и применения космических аппаратов для повышения достоверности определения технического состояния бортовой аппаратуры и оперативности принятия мер по предотвращению возникновения нештатных ситуаций.
|
Ключевые слова
|
контроль, диагностирование, бортовая аппаратура, космический аппарат, испытания, нештатная ситуация, система поддержки принятия решений
|