Авторы |
Алексей Иванович Нефедьев, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры электротехники, Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград, просп. им. В. И. Ленина, 28) nefediev@rambler.ru
Дмитрий Иванович Нефедьев, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры информационно-измерительной техники и метрологии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) ndi200106@yandex.ru
Сергей Александрович Безбородов, кандидат технических наук, заведующий кафедрой биотехнических систем и технологий, Волгоградский государственный медицинский университет (Россия, г. Волгоград, пл. Павших Борцов, 1) sabezborodov@volgmed.ru
Владимир Георгиевич Гусев, аспирант, Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград, просп. им. В. И. Ленина, 28) gusev.vl.g@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. При эксплуатации автомобилей водители часто сталкиваются с ситуациями, которые могут привести к серьезным дорожно-транспортным происшествиям. Таким образом, актуальной задачей является разработка системы контроля состояния водителя автомобиля.
Методы и материалы. Развитие систем контроля показывает, что слежение с помощью видеокамеры только за лицом водителя или фиксации только параметров движения не позволяет точно оценить состояние водителя. Проблемой является надежность распознавания опасного состояния водителя в различных климатических и дорожных условиях. Для решения этой проблемы была разработана система контроля, основанная на сочетании различных датчиков в одной системе.
Результаты. Для контроля состояния водителя с целью повышения безопасности дорожного движения была разработана система, состоящая из блока управления и двух видеокамер и позволяющая надежно обнаруживать опасное состояние водителя в различных климатических и дорожных условиях.
Выводы. Таким образом, система контроля водителя позволит обеспечить существенное снижение количества дорожно-транспортных происшествий, особенно на загородных трассах.
|
Ключевые слова
|
автомобиль, система контроля, состояние усталости, сон, видеокамера, безопасность
|
Список литературы |
1. Система распознавания усталости водителя. URL: http://znanieavto.ru/komfort/datchik-ustalostivoditelya.html (дата обращения: 10.03.2021).
2. Дементиенко В. В., Дорохов В. Б. Оценка эффективности систем контроля уровня бодрствования человека оператора с учетом вероятностной природы возникновения ошибок при засыпании // Журнал высшей нервной деятельности. 2013. Т. 63, № 1. С. 24–32.
3. Система контроля состояния водителя. URL: http://systemsauto.ru/active/monitoring-conditiondriver.html (дата обращения: 10.03.2021).
4. Williamson A., Lombard D.A., Folkard S.[еt al.]. The link between fatigue and safety//Accid.Anal.Prev.2011.Vol.43, №2.С.498–515.
5. Герус С. В., Дементиенко В. В., Шахнарович В. М. Система мониторинга состояния водителя и безопасность на автомобильном транспорте // Биомедицинские технологии и радиоэлектроника. 2009. № 8. С. 46–52.
6. Шок-исследование: каждый третий водитель хотя бы раз засыпал за рулем. URL:https://www.zr.ru/content/news/907509-kazhdyj-tretij-voditel-v-rossi/ (дата обращения: 10.03.2021).
7. Утомление и усталость водителя – причина аварий и автокатастроф. URL: https://www.drive2.ru/c/564657/ (дата обращения: 10.03.2021).
8. Самофалов, И. В., Нефедьев А. И. Интеллектуальная система контроля психоэмоционального состояния водителя автотранспортного средства // Энерго- и ресурсосбережение: промышленность и транспорт. 2020. № 2. С. 46–49.
9. Бонч-Бруевич В. В., Дементиенко В. В., Кремез А. С., Макаев Д. В. Дистанционный контроль бодрствования водителя в рейсе // Автоматизация в промышленности. 2015. № 2. С. 33–35.
|