Авторы |
Василий Николаевич Ашанин, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедры электроэнергетики и электротехники, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) ashanin58@yandex.ru
Сергей Евгеньевич Ларкин, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры электроэнергетики и электротехники, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) LarkinSergei@yandex.ru
Сергей Геннадиевич Исаев, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры электроэнергетики и электротехники, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) sergeisaev@mail.ru
Вячеслав Сергеевич Чапаев, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры электроэнергетики и электротехники, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) chapaev010@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Движение в ночное время требует от водителей повышенной концентрации внимания, что приводит к преждевременной усталости. Особое внимание при этом необходимо уделить снижению ослепленности водителей транспортных средств при встречном разъезде автомобилей. В этой связи актуальной задачей является дальнейшее совершенствование системы головного освещения автомобиля и конструкции фар. Целью работы является повышение безопасности дорожного движения в темное время суток. Материалы и методы. Проблема ослепления заключается в том, что освещенность дорожного полотна между встречными автомобилями увеличивается обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Поэтому для повышения безопасности дорожного движения необходимо контролировать максимальный уровень освещенности между сближающимися автомобилями и изменять силу света их левых фар с тем, чтобы освещенность дорожного полотна между сближающимися автомобилями не превышала предельных значений. Результаты. Разработана система головного освещения автомобиля, позволяющая реализовать адаптивное освещение дорожного полотна на всех режимах движения автомобиля, обеспечивающая безопасный разъезд встречных транспортных средств. Использование RGB светодиода в качестве источника света позволяет создавать различные виды светораспределения без использования дополнительных фар. Предложенный способ перемещения линзы позволяет повысить точность создания требуемого светораспределения. Результаты. Настройка программного обеспечения для стационарных режимов работы при движении с постоянной скоростью может быть осуществлена на специально оборудованной для этого площадке завода-изготовителя. Работа в переходных режимах определяется временем реакции системы как на увеличение освещенности при сближении автомобилей, так и временем восстановления силы света левой фары после разъезда вследствие резкого изменения освещенности дорожного полотна. Указанные действия потребуют дополнительных натурных испытаний в заводских лабораториях. Выводы. Предложенная адаптивная фара головного освещения автомобиля позволяет создавать требуемое светораспределение в режимах дальнего, ближнего и противотуманного света, повышая тем самым безопасность дорожного движения.
|
Ключевые слова
|
фара головного освещения, автомобиль, освещенность дорожного полотна, адаптивное освещение, встречный разъезд, ослепление водителей, снижение освещенности
|
Для цитирования:
|
Для цитирования: Ашанин В. Н., Ларкин С. Е., Исаев С. Г., Чапаев В. С. Реализация концепции безопасного адаптивного освещения дороги автотранспортным средством // Измерение. Мониторинг. Управление. Контроль. 2022. № 3. С. 83–91. doi:10.21685/2307-5538-2022-3-10
|